Вместе веселей!

Составляем план и расписание домашних занятий

Домашнее обучение открывает для детей и родителей огромные возможности для самообразование. Но у этой медали есть и обратная сторона! Эти практические неограниченные возможности, энтузиазм и желание изучить все вокруг - всё это может привести к хаосу, переутомлению и эмоциональному выгоранию.

Я пришла к выводу, что без четкого плана и расписания к домашнему образованию подходить опасно. Конечно, наверняка найдутся такие люди, которые умеют выживать вообще без организации. Но я (и все мои знакомые) к таким людям не относимся.

Расписания и стили домашнего образования могут быть абсолютно разными:

  • кто-то занимается 5 раз в неделю в четко отведенное время,
  • кто-то уделяет домашней школе только 1 в день,
  • кто-то обучается «по ходу» и встраивать образовательные элементы в быт и «просто жизнь»,
  • кто-то изучает один предмет в один промежуток времени («метод погружения»),
  • кто-то практически не вмешивается в процесс, предоставляя ребенку возможность самостоятельной работы,
  • кто-то занимается освоением чисто программных предметов, а кто-то включает в расписание множество дополнительных дисциплин, 
  • кто-то привлекает учителей, репетиторов или посещает разные секции и студии, а кто-то обходится без этого.

Расписания, способы и наполненность домашнего образования может быть совершенно разной. Но при любом раскладе планирование и организация, на мой взгляд, абсолютно необходимы.

Составляем идеальное расписание

Чтобы составить расписание идеально подходящее именно Вашей семье, Вашему мировоззрению и Вашим пожеланиям, для начала необходимо провести небольшую исследовательскую работу.

  • Во-первых, нужно определиться с целями Вашего домашнего образования. Как говорят мудрые люди, «если ты не знаешь, куда идешь,то точно придешь не туда». Неопределенность цели приводит к таким же неожиданным результатам. 

    Возможные цели домашнего обучения - это очень обширная тема и она достойна отдельной статьи, но вкратце можно сказать, что цели могут быть абсолютно разные:

    • для кого-то приоритетом является освоение ребенком школьной программы и последующее поступление в престижный ВУЗ,
    • кто-то больше сконцентрирован на психологическом развитии и становлении человека,
    • кто-то считает важным и приоритетным изучение прикладных дисциплин (разные физические навыки, ручной труд или основы предпринимательской деятельности и т.д.)
  • Во-вторых, нужно определиться с дисциплинами, которые будет изучать Ваше чадо. Этот шаг плавно проистекает из предыдущего. Каковы Ваши задачи? Будете ли Вы просто следовать школьной программе или предоставите ребенку возможности изучать все то, что ему интересно?

    Для себя я даже составила список возможных предметов, которые можно включать в расписание домашней школы - 100 дисциплин, которые можно изучать на домашнем обучении.

  • В-третьих, Вам нужно держать в голове и помнить, что каждая семья  - индивидуальна и Вам нужен план, который подойдем именно Вам. Расписание должно служить человеку,  а не человек должен стать рабом расписания. Будьте гибкими! Если составленное расписание не работает для Вашей семьи, если оно создает излишние проблемы - выбросьте его и составьте новое. Расписание - это база, некий фундамент, который не позволяет хаосу победить, а Вам "растечься по древу".

    Но имея такую прекрасную базу, можно делать некие исключения, добавлять иногда что-то новое или пропускать какие-то пункты Вашего расписания в зависимости от текущей ситуации или текущего настроения. Нужно же пользоваться преимуществами и свободами домашнего образования.

    Подумайте, подходит ли для Вас расписание в принципе. Есть семьи, родители или дети, которым это просто не нужно. Но не спешите с выводами. Таких людей меньшинство:))) Мы тоже несколько лет были уверены, что мы люди творческие, гибкие и свободолюбивые и нам претят какие бы то ни было рамки. Но практика показала, что свобода в нашем понимании не приводит нас к цели, доставляет массу проблем нашим "творческим" и хаотичным умам и даже вредит психике. 

Так что ищите, пробуйте, анализируйте и Вы обязательно найдете Ваше идеальное расписание.

Типы расписаний

Теперь нужно решить, какой тип расписания Вам больше всего подходит.

  • Вы предпочитаете, чтобы каждая секунда была организована и задокументирована или Вам подходит более гибкая система? Необходимо ли Вам в связи с этим почасовое (поминутное) расписание или подойдет просто чеклист того, что нужно освоить за неделю (или даже месяц), а время Вы будете выбирать спонтанно и по обстоятельствам.

  • Удобно ли вам иметь четкое и постоянное школьное время (с 9 до 12 или с 12 до 18, например)? Или опять же Вам проще обойтись планом того, что необходимо освоить и обучаться в удобное и, возможно,  каждый день разное время.

  • Сколько времени в день и и сколько дней в неделю Вы готовы уделять школе? 5, 4 или даже 3 дня?  Сколько времени, Вы считаете, ребенок должен уделять  обучению? Сколько времени может выделить родитель для домашней школы? И вообще, требуется ли на данном этапе ребенку Ваша поддержка или вмешательство? Или он уже может заниматься абсолютно самостоятельно?

    Не секрет, что на освоение школьной программы ребенку требуется гораздо меньше времени, чем того требуют в школе. Ребенок занимается в своем темпе, ему не приходится ждать, когда учитель уделит внимание всем и удостоверится, что тему понял каждый.

    Так что школьную программу  ребенок может освоить, занимаясь всего несколько часов в день. Но часто в семье принимается решение выходить за рамки этой школьной программы и  изучать много дополнительного, интересного ребенку материала. 

  • Когда Вы наиболее эффективны для обучения? Оценит, когда Вашему ребенку эффективнее всего будет обучаться? Когда он наиболее активен и собран? Трудно ли ему раскачаться с утра? Как он чувствует себя после обеда? Когда Вам удобнее всего преподавать (если ребенку нужна Ваша поддержка)?

  • Когда Вы будете заканчивать занятия? Будете ли Вы ориентироваться по времени? 30 или 45 минут и урок окончен, независимо от того, успел ли ребенок выполнить задание. Или же урок закончится тогда, когда задание будет сделано? 

  • Насколько гибкими Вы позволите себе быть, как учителю? Например, по истории Вы проходите некий памятник архитектуры. Предположим, пирамиды. Ребенок загорелся сделать макет пирамиды из бумаги (пластелина, папье-маше и т. ). Это не входит в Ваши планы и у Вас на этот урок запланировано совсем другое задание. Будете ли Вы гибкими в такой ситуации и поддержите его творческие начинания? Или будете строго придерживаться Вашего плана? И если да, то до какой степени? Ведь фантазия ребенка очень богата. Эти вопросы тоже лучше обдумать заранее)))

Сводим все воедино

Итак, мы проделали достаточно большую работу и теперь можем приступить непосредственно к созданию нашего расписания.

  • Шаг № 1.  Список предметов. Наши цели покажут нам какие предметы мы хотим включить в расписание, в каком объеме и количестве. Тут же пригодиться и составленный список предметов.

    Какие предметы требуют регулярного и систематического внимания, постоянной тренировки и оттачивания навыков? Одним словом, какие дисциплины должны присутствовать каждый день, а какие достаточно изучать раз в неделю или вообще курсами?

  • Шаг № 2. Обозначаем школьное время. Далее поглядим, сколько времени мы готовы уделять школе и посмотрим, насколько первый пункт соотноситься со вторым.    Возможно, уже на этом этапе нам стоит уменьшить (или увеличить) количество предметов? Или продумать альтернативные варианты? Самостоятельные занятия ребенка или приглашенные репетиторы-учителя по определенным дисциплинам, например.

    Сколько времени у ребенка отнимают секции, внедомашние занятия и кружки? Какие дисциплины они "покрывают"?

    Когда ребенок наиболее собран? Когда лучше заниматься, например, русским и математикой, а когда творческими занятиями или окружающим миром?

    Если Вы не хотите придерживаться четкого и постоянного времени занятий, то тем не менее удобно будет иметь список обязательных занятий, которых Вы планируете придерживаться. Например, обязательно 15 минут в день читать вслух. Или обязательно решить одну задачку по математике. Или обязательно сделать написать 3 строчки текста по русскому языку.  Неважно в какое время, но это, например, Вы хотите делать каждый день. 

  • Шаг № 3. Встраиваем наши предметы в "школьное время". В общем-то - непосредственно формируем расписание. Для этого можно использовать бумагу, текстовые редакторы, маркерные доски или стикеры и большой лист бумаги. Пробуйте, считайте и творите)))

Для меня лично  составление расписаний и распорядков дня всегда было просто таки неземным удовольствием. Приятный времяпрепровождением и приносило кучу положительных эмоций. Чего и Вам желаю!!!!

Если у Вас будут какие-то вопросы  - обязательно пишите и спрашивайте в комментариях. И делитесь своими распорядками и расписаниями или даже их отсутствием))) Мне очень и очень это интересно!

Комментарии

Опубликовано пользователем Allanstymn (не проверено)

человечный вебресурс https://xn--80ahdheogk5l.xn--p1ai/p204894429-forsunka-1499257-579251.html

Добавить комментарий

Пользовательский

  • Разрешённые HTML-теги: <em> <strong> <u> <strike> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.